Другие новости

Феноменология власти

- В преддверии назначения мэра и очередных выборов в Горсовет поневоле возникают вопросы о сущности власти и ее проявлениях на общероссийском и, главным образом, региональном уровне. Приятнее было бы посвящать свой невеликий досуг рассуждениям на темы искусства и проводить параллели между постановками Ноймайера и Майо, но об этом как-нибудь в другой раз, а сегодня разговор о вещах более прозаических, но требующих нашего всеобщего пристального внимания.

По меткому выражению Черчилля, если ты не занимаешься политикой, она займется тобой. Тезис, актуальный во все времена. Известно, что британский премьер не был особо высокого мнения о демократии как форме правления. То, что мы вырастили на российской почве за последние два десятка лет, по сути очень отдаленно напоминает демократию и скорее соотносится с ницшеанским идеалом общества: правление элитарного меньшинства при полном игнорировании мнения остального большинства. Идеи страдавшего безумием одиозного немецкого философа, скрещенные с нашими исконными "разгильдяйством и бездорожьем", породили то специфическое монстровидное образование, которое мы именуем демократией. Демократия изначально предполагает выстраивание системы управления, исходя из интересов, общезначимых для всего общества в целом. У нас же получается с точностью до наоборот: чиновники расплодились и, как саранча, пожирают национальный бюджет, время и иные материальные и нематериальные активы. Гарантированные законом права зачастую оказываются пустой декларацией. Важная информация, имеющая непосредственное значение для рядовых членов общества, нередко оказывается им недоступной. В то же время сведения о персональных данных, вопреки закону, раскрываются широкому кругу посторонних пользователей. Государство все чаще выступает в роли фискального и карательного органа по отношению к своим подданным, не входящим в круг элитарного меньшинства.

Существующее разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствующее об определенной зрелости государства, тем не менее не дает положительного результата в той степени, какая предполагается в условиях демократии. Из всех ветвей власти с поставленными задачами в полной мере справляется только судебная власть, что дает повод для осторожного оптимизма, но не снимает претензий к качеству двух других властей.

Тема о недобросовестном выполнении своих обязанностей депутатами законодательных органов различных уровней уже давно стала общим местом и даже не вызывает интереса. Будем надеяться, что с приходом в нижнюю Палату российского Парламента президентского эмиссара Володина депутаты все-таки снова будут приходить на заседания ГД. Но проблема заключается даже не столько в том, что народные избранники попросту игнорируют свои статусные обязанности, занимаясь на доходном месте исключительно устройством собственных дел, а в полном непрофессионализме депутатов, их непригодности к формированию законодательной базы. Такое впечатление, что депутаты уже просто забыли, что смысл и предназначение Госдумы - это принятие актуальных, обоснованных, грамотных, хорошо прописанных законов. Депутатская же законодательная деятельность сводится к голосованию за президентские проекты, порой выдвижению какого-либо спорного законопроекта, нередко тут же всеми забываемого, но главным образом, к ведению не лишенной приятностей светской жизни. И это всё удовольствие, включая содержание аппарата помощников, за наш счет. Законодательная же база, то есть то самое, над чем должны трудиться народные избранники, оставляет желать лучшего. То, что в законы вносятся бесконечные поправки, свидетельствует о том, что при принятии этот закон не был достаточно хорошо проработан и написан. Порой, читая тот или иной закон, просто удивляешься, насколько он бездарен в плане применения юридической техники. Не спорю, время от времени, с учетом объективных обстоятельств, изменения в законы должны вноситься, но это не должно происходить необоснованно часто и тем более в угоду чьим-либо частным интересам. Если мы хотим, чтобы закон, как принято говорить, работал, мы должны добиваться стабильности этого закона. В ситуации же, когда, образно говоря, со времени подачи иска до принятия решения закон дважды меняется, трудно говорить о единообразном применении закона и эффективном его действии.

Тем не менее, судебная защита работает и работает достаточно эффективно. При всей объективной сложности и разветвленности законодательной базы суды выполняют функцию по защите нарушенных прав граждан и организаций. Следует признать, что судейский корпус, сплошь состоящий из профессиональных юристов, имеющих соответствующие стаж, опыт, квалификацию, прошедших экзамен на право получение статуса судьи, является действительно юридической элитой общества. Это в полной мере относится и к омским судьям, за что персональная благодарность председателю Омского областного суда Ярковому В.А., приложившему немало усилий для повышения уровня регионального судопроизводства.

Внутри судебной системы особняком стоит уголовное судопроизводство. Если в гражданском и арбитражном спорах результат напрямую зависит от умения стороны грамотно использовать закон, что, в свою очередь требует от любого лица необходимости правовых знаний, то приговор по уголовному делу во многом определяется уже на стадии следствия. И здесь опять провал в некомпетентность, предвзятость, необъективность, поверхностность и прямое нарушение прав граждан. Удивительно, но система досудебного следствия работает с нарушениями в обе стороны одновременно. С одной стороны, сплошь и рядом мы наблюдаем заведомо необоснованное привлечение к уголовной ответственности, причем речь даже не столько о так называемых "заказных" делах, а о тех, рядовых, которые встречаются намного чаще: следствие квалифицирует действия по максимуму составов и в таком виде дело направляет в суд. С другой стороны, порой добиться возбуждения уголовного дела при наличии явного состава бывает также чрезвычайно сложно.

При всех сложностях, сопутствующих системе отправления правосудия, на сегодняшний день только судебная власть является эффективным средством защиты прав и свобод граждан.

Что до органов региональной представительной власти и местных горсоветов, то эти институты являются абсолютно избыточными, поскольку никакой полезной функции для общества не выполняют. Региональные законы в принципе не нужны, так как легко могут быть заменены подзаконными актами, написанием которых должны заниматься профессиональные юристы с привлечением специалистов из той области, к которой относится принимаемый акт. Еще больше вопросов вызывает нормотворчество Омского Горсовета, в связи с чем самым разумным представляется не избирать впредь новый состав этого бесполезного органа.

Давно известно, что власть обладает удивительным свойством проявлять в человеческой природе наиболее сильные черты. Власть действует подобно настоящему режиссеру, раскрывающему в актере неведомый талант. Облеченный высшей властью Президент Путин демонстрирует нам лучшие качества политика и мудрость военного стратега. В российской глубинке, в Омске, рядовые судьи ежедневно принимают на себя ответственность за судьбы рядовых людей, выполняя свою работу профессионально, достойно и качественно.

Вот у кого поучиться бы нашим народным избранникам! Поработали бы они в режиме, когда важно каждое сказанное слово, когда необходимо соблюдать сроки, а любое решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции. К сожалению, нашим многочисленным избранникам и еще более многочисленным чиновникам, такое представление о работе неведомо. Что высвечивает власть в большинстве наших депутатов и назначенцев? Чаще всего - пустоту, порой - откровенный цинизм, изредка - желание понравиться публике. Но это последнее уже не характерно. Элитарные кланы сверхчеловеков настолько окрепли, что не составляют себе труда производить благопристойное впечатление на зрителей. И мэр будет тот, кого поставят.

Прав был Платон, считая, что государством должны управлять философы.

Бэлла Золина, адвокат 

Дата: 
31 мая 2017