Владимир Набоков. Пошляки и пошлость
Владимир Соловьев. Тэги: проза , поэзия , эмиграция , набоков. Лаврентия, и через Аляску на Доусон, и на юг, вдоль Скалистых гор, где наконец, после сорокалетней погони, я настиг ее и ударом рампетки «сбрил» с ярко-желтого одуванчика, вместе с одуванчиком, в ярко-желтой роще, вместе с рощей, высоко над Боулдером». Вот уж действительно — в погоне за утраченным временем, чьим метафорическим символом стал бледно-желтый махаон, потерявший за сорок лет лёта над миром — или за сорок лет гона за ним через материки и океаны — одну из пары черно-палевых своих шпор. Эта борьба со временем, помноженная на каверзы пространства, летучего голландца русско-американской литературы, и стала стержневым сюжетом прозы Набокова.
Лунные метафоры стары, как литература, или старше ее 1. В литературе они могут брать на себя различные функции. В пушкинском "Онегине" луна ассоциируется с глупостью.
Роман, который сделал Набокова мировым классиком и изменил представления о границах дозволенного в литературе. История жизни и роковой страсти Гумберта Гумберта — профессора литературы, сидящего в тюрьме за убийство, — рассказанная им самим. Гумберт женился на вдовствующей домохозяйке, увлёкшись её летней дочкой Долорес, а после гибели супруги увёз падчерицу в автомобильное путешествие по Америке и сделал своей любовницей.